Дарья Звягина
Пресс-служба Polymedia
+7 (495) 956-85-81 (доб. 267)
zvyagina@polymedia.ru
Рок-опера «Преступление и наказание» в Театре Мюзикла стала не только одной из самых резонансных театральных постановок 2016 года, но и технологической сенсацией в сфере искусства, которую создала компания Polymedia совместно со своими канадскими и британскими партнерами по технической постановке – BlackTrax и d3 Technologies. Главный инженер проекта Оганес Мартиросян-Рояк рассказал в интервью онлайн-журналу Event-Forum.ru о проекте, а также, что такое 6D и какие аудиовизуальные технологии будут применять театры в ближайшем будущем.
6D, как говорят наши канадские партнёры из BlackTrax, — это «шесть уровней свободы» (6 Degrees of Freedom). Кроме привычного 3D (оси x, y, z), здесь учитывается ещё угол наклона, тангаж, крен. То есть система отслеживает объект видеомэппинга не только во всех трёх измерениях, но и при всех его маневрах и движениях — кружении, вращении, поворотах.
Если говорить об истоках, идея постановки возникла у Кончаловского более 35 лет назад! :) В 1979 году он написал либретто по произведению Достоевского в соавторстве с режиссёром Марком Розовским и поэтом Юрием Ряшенцевым. Автором музыки выступил композитор Эдуард Артемьев. Творческий союз Артемьев — Кончаловский — Ряшенцев не раз пытался осуществить эту постановку в разных театрах мира, их идеи привлекали огромное внимание, но не были воплощены на сцене. Для Театра мюзикла они создали не просто новую редакцию написанной 35 лет назад рок-оперы, а совершенно новое произведение. Создать этот музыкальный спектакль было решено ради нового поколения зрителей, которые ещё не знакомы с самым популярным произведением Достоевского. Декорации созданы по эскизам сценографа Мэтта Дилли, активно сотрудничающего со многими театрами мира. По задумке режиссёра, действие романа из XIX века переносится во вневременное пространство. И вот здесь без нас уже было не обойтись! :)
Видеоподборка о технической постановке рок-оперы Андрея Кончаловского «Преступление и наказание» по роману Ф. М. Достоевского.
В постановке впервые в России задействована инновационная система трекинга BlackTrax real-time tracking system, которая позволила осуществить видеомэппинг на движущихся объектах в режиме реального времени
Представляете, какая ответственность на нас легла? Представить воплощение вынашиваемой столько лет идеи с привлечением великих мэтров сцены в качественно новом формате, абсолютно ином, с которым ранее не сталкивался современный российский зритель. А удивить московскую публикую — задача совсем не простая. Поэтому нашим решением было обратиться к опыту международных коллег. Мы, инженеры, всем в индустрии интересуемся, и про BlackTrax давно знали. Знали и про качество, проверенное временем, и про то, что система выдерживает даже самые жесткие требования и небывалые запросы постановщиков с мировой известностью. Нас как профессионалов манила возможность наконец-то поработать с этой инновацией. Единственное, смущало, что система BlackTrax использовалась в основном на массовых шоу, концертах, музыкальных мероприятиях олимпийского масштаба, а у нас — небольшая сцена и довольно серьёзная тема спектакля для столь мощных визуальных эффектов. Посоветовавшись с техническим руководством театра, решили использовать BlackTrax, соблюдая баланс между технологиями визуализации и концепцией спектакля. Мы считаем, что справились с задачей — получился очень гармоничный проект.
Репетиция спектакля «Преступление и наказание» в Театре мюзикла глазами оператора. Несмотря на то что свет и весь трекинг расписан по сценам, нельзя исключать человеческий фактор. На сцене всё происходит в реальном времени и не все действия актеров предсказуемы, поэтому оператор следит за переключением света и сцен в видеомэппинге
Это не первый наш проект с Московским театром мюзикла. Ранее мы уже были приглашены в качестве интегратора на проект постановки мюзикла «Всё о Золушке». Сначала было сложно, но результатом остались довольны все! Наше решение получилось зрелищным и красивым, а это, на мой взгляд, главное мерило успеха проекта для детей и их родителей.
После успеха «Всё о Золушке» команда театра пригласила нас в работу над «Преступлением и наказанием» в качестве консультантов. Поначалу. Но потом выяснилось, что декорации спектакля будут двигаться, что контент будет уникальный, что передвижение будет происходить без заведомо заданной траектории, — в общем, стало понятно, что театру нужно что-то совсем оригинальное. Поэтому мы все решили — плодотворному сотрудничеству быть. Вновь.
«Фишка» мюзикла «Всё о Золушке» — полный отказ от классических декораций и костюмов актеров, эту роль отвели мультимедиа
Конечно, нас выбирают! Знаете, мы не строим иллюзий по поводу своей сверхзначимости на поле искусства. Это театр, и главное в театральной постановке, будь она хоть трижды инновационная, — режиссёрская идея, находка, видение. Ведь даже то, что интегрировали мы, было создано в ответ на запрос, а запрос в этой сфере формируют творческие люди. Но мы и не склонны принижать свои заслуги, ведь умение слушать режиссёра, не выпячивая весь свой арсенал технологий на первый план, — это и есть профессионализм системного интегратора. Внедряя свои решения, мы лишь грамотно подчеркиваем идею, а не устраиваем парад торжества современных технологий визуализации.
Фото после премьеры рок-оперы «Преступление и наказание» 17 марта 2016 года. На фото слева направо: генеральный директор Polymedia Елена Новикова, режиссёр Андрей Кончаловский и главный инженер проектов Polymedia Оганес Мартиросян-Рояк
Очень просто — мы работаем во всех этих направлениях. Причём уже 18 лет, и не только в России. В любом деле нужна практика и постоянный фидбэк от профессионалов рынка. Мы являемся членами профессиональных ассоциаций, таких как InfoComm International, SID, ежегодно получаем оценку своей работы на международных форумах и премиях в области аудиовизуальных инноваций. Там, поверьте, встречаются очень сильные иностранные команды. Возможно, в этом году мы выдвинем на премию InAVation Awards проект постановки «Преступление и наказание». Кроме того, нам помогает опыт нашей команды по прокату оборудования ART Polymedia, которая в режиме нон-стоп работает над проектами по оснащению шоу, концертов и деловых мероприятий высокого уровня. Индустрия live event очень динамична и требует постоянного совершенствования технологий и обновления техники. Отстаёшь от трендов — теряешь клиента.
Генеральный директор ART Polymedia Виктория Щёчка не раз поднималась на сцену премии InAVation Awards 2014 для получения награды. На этот раз компания победила в номинации Most InAVative Live Event с проектом для московского международного форума «Открытые инновации»
Все проекты, где соединяются творчество и технологии. Любой проект, в котором заказчик активно заинтересован и потом полноценно использует все интегрированные решения. Для нас важно реализовать задумку заказчика на максимально высоком уровне и получить положительный отзыв. За время подготовки проекта проводится большая совместная работа. И, как ни банально, но нам дорог каждый проект!
Аудиовизуальная индустрия, как и другие, сейчас стремится к глобализации и унификации, поэтому аудиовизуальных интеграторов, так же как и других профессионалов рынка, не минует эпоха IoT. В частности, этот тренд сейчас рассматривается применительно к Smart Building. Архитектура, оформление интерьеров и экстерьеров зданий в недалеком будущем будут тесно переплетены с аудиовизуальными технологиями.
Еще один тренд — всё больше и больше типовых AV-устройств подключаются и обмениваются информацией по IP. Следующий этап — перенос AV-источников в облака, а обмен контентом производится по универсальной сетевой инфраструктуре. Создается полноценная облачная AV-система, в которой привычные AV-функции предоставляются пользователю как сервис.
Также в нашей индустрии бурно развивается направление Digital Signage. Это и микромэппинг, и голография, и непрерывная коммуникация с аудиторией. Контент всё активнее взаимодействует с посетителем благодаря интеграции различных технологий в систему. Для создания эффективной системы Digital Signage интегратору уже мало иметь арсенал софта и железа, ему в первую очередь нужна креативная команда, которая придумает идею. А эта команда не обойдётся без дизайнера и группы программистов. Сами дисплеи становятся all inclusive, то есть включают встроенный компьютер, звук, интерактивность, что позволяет создавать системы Digital Signage без применения отдельно плееров и компьютеров, поскольку дисплей уже оснащён всем необходимым.
Технологию SoC (System-on-a-Chip) внедрили все ведущие производители профессиональных дисплеев для Digital Signage. На фото пример реализации технологии компанией LG на выставке Integrated Systems Europe 2016
OLED, дисплеи на базе органических светодиодов (organic light-emitting diode), из прототипов и экспериментальных образцов превратились в реальный коммерческий продукт. Индустрия движется семимильными шагами, и уже сегодня стали реальностью двусторонние, изогнутые, гнущиеся, вращающиеся, интерактивные и прозрачные OLED. Для нас, интеграторов, это потрясающий спектр возможностей в создании креативных решений.
Гибкие и прозрачные OLED
Активно развиваются технологии виртуальной, дополненной и смешанной реальностей. Появляются кейсы, где данные технологии выступают уже не для развлечения, а для решения реальных бизнес-задач.
Бьются всё новые рекорды разрешения. Сегодня заговорили о 8K, и уже никого не удивишь дисплеем сверхвысокого разрешения. Некоторые смартфоны уже снимают видео в 4К, а вычислительные мощности современных компьютеров позволяют создавать графику высокого разрешения.
Трендов много: и твердотельные источники света для проекторов, и интерактивные поверхности для коворкинга, и беспроводные технологии коллаборации — если подробно на всём останавливаться, то стоит начать отдельную статью. Эта тема интересная, увлекательная и очень долгая! :)
Мероприятия тесно связаны с технологиями, организаторы всегда стремились использовать в своих проектах самые передовые и инновационные решения. Важно, чтобы фактическая реализация не шла вразрез с основной целью мероприятия. Наша задача, помимо всего прочего, — помочь заказчику выбрать наиболее подходящие технологии.
Естественно, современный event не обходится без внушительной аудиовизуальной поддержки. При этом ранее казавшиеся фантастическими технологии уже смотрятся привычно на многих мероприятиях. Например, голографические ведущие и погружение зрителей в виртуальные миры за счёт технологии виртуальной или дополненной реальности.
Если в начале нулевых можно было пожаловаться на ИКТ-некомпетентного заказчика, то сегодня таких почти не осталось. Большинство заказчиков знает, чего хочет, и разбирается в технологиях на хорошем пользовательском уровне. Если раньше, прежде чем выдвигать предложение, нам приходилось проводить некий ликбез, то сегодня мы ведём с заказчиком конструктивную беседу о возможностях того или иного решения и выбираем оптимальное.
Polymedia проводит обучение сотрудников ситуационного центра губернатора Ненецкого автономного округа работе с интегрированными системами
Сегодня визуализация востребована практически во всех сферах деятельности, именно поэтому мы такие универсальные! :) От госструктур, образования, энергетики, медицины до театра, музея и live event — аудиовизуальная интеграция везде востребована. Поэтому сложно сказать, где используют больше, а где меньше. Просто везде технологии разные. Например, в ситуационных центрах для госорганов визуальные технологии сопряжены прежде всего с визуализацией аналитических данных. В диспетчерских энергетических или транспортных компаний приоритетом является высокое разрешение и высокая точность сведения контента на видеостене, а в индустрии развлечений (и отчасти образования) важна интерактивность, эффект присутствия и т.д. Единственное общее правило — качественный контент оказывает ключевое влияние на решение любой из задач.
Не сторонитесь инноваций!
Читать публикацию целикомПоля, отмеченные «*», обязательные к заполнению