Нахимичили! Как сдать ЕГЭ по химии в 2016 году

30 марта 2016
Источник: Рамблер/семья

В прошлом году ЕГЭ по химии решились сдавать 5% выпускников. В этом году экзамен сдадут на 10 000 человек больше. О том, как успешно преодолеть это испытание, рассказывают те, кто с ним уже справился, а также эксперты.


В прошлом году экзамен по химии выбрали 5% выпускников, в то время как обществознание – 75 процентов. Эта статистика ужасает представителей химических вузов страны, потому что эта наука окружает нас со всех сторон и все больше грамотных специалистов-химиков требуются отечественной экономике. При этом глава Роспотребнадзора Сергей Кравцов заявил, что в этом году ЕГЭ по химии будут сдавать на 10 000 человек больше, чем в прошлом году. Итого, согласно данным Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, экзамен по предмету в 2016-м сдадут 84 000 человек.

С ними своим опытом прохождения этого экзамена на Рамблер/Семье делятся студенты первого курса.


Федор Гаврилов, 1 курс РХТУ им. Д.И. Менделеева, г. Москва:

«Чтобы подготовится к ЕГЭ по химии, два года занимался с репетитором и на курсах при РХТУ, несмотря на то, что класс в школе был химико-биологического направления. Кроме того, прорешал 76 вариантов ЕГЭ прошлого года. Выбирая книги с вариантами ЕГЭ, надо быть осторожным, чтобы не попались старые варианты. Иногда на обложке написан год, а задание – за предыдущие годы. Всего прорешал шесть таких книг плюс задания из интернета с сайта ФИПИ. Решал в любую свободную минуту: по дороге домой, на уроках по английскому языку в школе – везде и всюду. В школе нам постоянно говорили, что экзамен мы провалим, потому что мало готовимся, и это создавало нервозность вокруг ЕГЭ.

Экзамен в прошлом году состоял из трех частей: А, В и С. Первая часть – это тест с одним ответом, вторая – задачи с тремя ответами по выбору, а последняя – 4 задачи, которые надо решить письменно. На экзамене есть раздаточные материалы – Таблица Менделеева и Таблица растворимостей. В принципе, если уметь пользоваться Таблицей Менделеева, то первые две части не составляют труда. Труднее всего для меня были задачи. Но я в итоге справился и сдал на 74 балла из 100 возможных.

Атмосфера на экзамене была очень накаленная. Можно было пользоваться калькулятором, но никто не знал, каким. Кажется, даже наблюдатели этого не знали, но отобрали у пары ребят калькуляторы. Поэтому советую брать с собой машинки самые простые, без программирования. Конечно, для собственного успокоения положил шпаргалки с собой, но никакой возможности ими воспользоваться не было. В туалет выводили по одному с наблюдателем, плюс камеры и т.д.

Очень важно правильно рассчитать время на экзамене, чтобы успеть все красиво переписать на бланк ответов. Лучше заранее узнать правила заполнения этого бланка.

И главное, ребята, не волнуйтесь, экзамен пройти можно!»


Александра Калиниченко, 1 курс РХТУ им. Д.И. Менделеева, г. Тверь:

«Школа у меня была самая обыкновенная, поэтому все знания по химии мне вручил мой репетитор, с которым занималась два года. Насколько я знаю, в нашем городе так обстоят дела со всеми предметами: если хочешь сдать ЕГЭ – надо искать репетитора. Существуют Олимпиады по химии, которые дают право на поступление в вуз или 100 баллов за ЕГЭ по химии, одну из них проводит наш Университет. Но пробовала участвовать только во Всероссийской Олимпиаде школьников по химии. Она очень сложная, самое большое мое достижение – восьмое место по городу, так что дальше даже не прошла.

Перед экзаменом очень волновалась, потому что хотела связать свою жизнь с химией, и для меня это было очень важное событие. У нас в городе степень свободы на экзамене определяется по школе, куда ты попал его сдавать. Есть очень строгие, но мне повезло: попала в вольготные условия. В туалет ходили без наблюдателей, сидели там подолгу большой компанией, так что тот, кто хотел списать, спокойно это сделал. У меня тоже были написаны шпаргалки на ногах, но я ими не воспользовалась, потому что задания показались мне легкими. В самом кабинете сидела на первой парте, а часы висели на задней стене, и там же стояла камера, поэтому было очень сложно следить за временем, ведь если бы я часто поворачивалась, камера могла бы поставить мне черную метку, как будто я списывала. Это был самый напряженный момент за весь экзамен. Еще перед экзаменом мы 15 минут сидели в классе, ожидая его начала, и молчали – это тоже было тяжело.

Части А и В – простые, их можно зазубрить. Очень боялась части С, там бывают сложные цепочки (когда дается одно вещество, его надо превратить в другое – и записать все уравнения химических реакций), но, к счастью, все было просто. В итоге получила 73 балла из 100 возможных.

Главное, ребята, держите себя в руках, не переживайте сильно!»


Валентина Большакова, учитель химии, школа №1228, г. Москва:

Химия - очень интересная школьная дисциплина. Ребята 6-7 классов мечтают изучать ее. Но, согласно шкале трудности учебных предметов, изучаемых в 5-11 классах, определяемых постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 (ред. от 25.12.2013) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях», химия - один из сложных, наряду с физикой и геометрией, предметов. Я считаю, что именно поэтому лишь небольшое число ребят выбирают ее для итоговой аттестации.

ЕГЭ по химии включает в себя две части:

  • 35 вопросов с кратким ответом: 26 - на базовом уровне и 9 - повышенного;
  • 5 заданий с развернутым ответом высокого уровня.

При подготовке к выполнению заданий базового уровня сложности следует обратить внимание на такие сложные темы, как «Гидролиз», «Электролиз», «Амфотерные оксиды и гидроксиды», «Качественные реакции на ионы и органические вещества», «Кетоны», «Амины». При этом выпускник должен уметь пользоваться таблицей растворимости, периодической системой и рядом напряжения металлов, которые выдаются на экзамене, с собой их брать не нужно. При решении задач можно использовать непрограммируемый калькулятор (его нужно принести на экзамен) и не забывать писать соразмерность величин, обращать внимание на степень точности ответа.

При выполнении заданий повышенного уровня первой части ребята должны показать не только знания, но и умение эти знания применять в измененной обстановке. Новым типом подобных заданий в 2016 году являются вопросы по теме «Химическое равновесие и способы его смещения». Следует также обратить внимание на то, что запись цифр ответа должна соответствовать определенному порядку.

Задания высокого уровня предполагают проверку знаний на профильном уровне. К такому типу относятся задания на:

  • написание окислительно-восстановительных реакций (36 задание). Здесь ребята после написания, уравнивания не должны забыть подчеркнуть и указать окислитель и восстановитель;
  • осуществление цепочек превращений неорганических (37 задание) и органических веществ (38 задание). Причем органические вещества нужно записывать с использованием структурных формул, которые отражают порядок связи атомов.

Задания 39,40 - это расчетные задачи, чаще на смеси и выведение формулы вещества. При их выполнении учащиеся должны уметь аргументировать свои ответы. При 1-2 часовом (в неделю) изучении предмета учитель, конечно, не может подготовить учащихся к решению заданий этого уровня. Именно это, по-моему, служит причиной обращения большинством ребят к помощи репетиторов.

В 2016 году экзамен по химии будет длиться 210 мин.

При подготовке к ЕГЭ основными документами остаются Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2016 году единого государственного экзамена по химии и Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена. Их можно найти и посмотреть на сайте «ФЕДЕРАЛЬНОГО ИНСТИТУТА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».


kirichenko_ann-16_1.jpg

Анна Кириченко, руководитель группы развития решений для образования компании Polymedia о перспективах специалистов по химии:

«Инженерные и связанные с естественными науками профессии востребованы на глобальном уровне, о чем, помимо прочего, говорят образовательные профориентационные программы, работающие в разных странах. Сегодня в России, пожалуй, даже больше, чем во всем мире уделяют особенное внимание инженерному и естественно-научному образованию. В каждом крупном городе создается технопарк или музей занимательных наук. Причем, если изначально это были больше развлекательные проекты, то сейчас эти научные развлечения не главная цель, а скорей вовлечение в науку талантливых ребят, которые остаются в этих же центрах и занимаются научным творчеством в области химии, физики, биологии и инжиниринга.

Россия – страна с серьезными сырьевыми запасами, и перед Минобром сейчас стоит стратегическая задача привлечения молодежи к научно-исследовательской деятельности в области традиционных отраслей российской промышленности, таких, как геология, нефтегазовое дело, деревообработка, металлургия. При этом важно развивать и наукоемкие направления – нанотехнологии, наноматериалы, биомедицинские технологии и др. Очевидно, что их развитие в XXI веке невозможно без современной материально-технической базы и ИКТ».

Читать публикацию целиком