Дарья Звягина
Пресс-служба Polymedia
+7 (495) 956-85-81 (доб. 267)
zvyagina@polymedia.ru
О всеобщей мультимедиации всей страны...
На вопросы журнала Equal AV отвечает Андрей Лупанов, ведущий специалист по работе с образовательными структурами компании Polymedia.
=AV: Как эволюционировал российский рынок образования за последнее время: в чем изменились потребности вузов в плане технического оснащения? Что востребовано больше, какие мультимедийные решения оказались менее удачными?
А.Л.: В плане технического оснащения мы можем говорить сейчас о том, что решения, внедряемые в вузах, на российском рынке стали более комплексными. Вузы стали больше обращать внимание не только на то, какое оборудование устанавливается, но и на то, как оно взаимодействует между собой, как интегрируется в IT инфраструктуру вуза, насколько эффективно используется. Оценка эффективности вообще один из важнейших факторов оснащения учебного заведения, и в связи с тем, что внимание этому вопросу стало уделяться сравнительно недавно, сложно сказать, какие решения оказались более или менее удачными. Хотя удачные решения выделить все-таки можно, например, решения для синхронного дистанционного обучения очень популярны и востребованы.
=AV: Что дают мультимедиа системе образования, кроме возможности визуализировать учебный курс?
А.Л.: Поскольку мультимедиа стали частью нашей жизни и любой выпускник вуза обязан обладать навыками работы с такого рода ИКТ, то мультимедиа, прежде всего, выполняют адаптивную роль в учебном процессе. Визуализация является одной из составных частей процесса повышения эффективности образовательного процесса посредством мультимедиа, который включает в себя умение работать с информацией, получать максимум актуальной информации о предмете изучения, развивать свои коммуникативные, творческие и профессиональные знания, реализовывать потребности в самообразовании. Благодаря своему воздействию на все каналы восприятия информации одновременно мультимедийные инструменты обучения позволяют сочетать логический и образный способы освоения
информации, реализуют возможность интерактивного взаимодействия (например, довольно востребованная вузами система интерактивного голосования, которая позволяет изучать результаты тестов и усвоения материала в режиме онлайн), интегрируются с актуальными на сегодняшний день сетевыми технологиями, что развивает самостоятельность в изучении материала, снимает психологический барьер между преподавателем и учеником. Вообще, мультимедийные технологии нельзя рассматривать отдельно от всей инфраструктуры. Современные ИКТ решения позволяют не только визуализировать, но и работать с контентом в реальном времени в аудитории, протоколировать все происходящее в аудитории с одновременной трансляцией в другие вузы или аудитории. Активное появление и использование мультимедийных технологий побуждает вузы не только модернизировать свою материально-техническую
базу, оцифровывать библиотеки, подбирать все новые, информационные ресурсы, но и модернизировать систему обучения, формировать новое видение учебного процесса, практиковать новые форматы преподавания, получения и обработки информации.
=AV: Какие основные препятствия вы видите на пути внедрения мультимедиа в вузы?
А.Л.: Если исключить уже избитое утверждение о том, что модернизации вузов препятствуют так называемые преподаватели старой закалки, консерватизм которых оправдывается их неверием в сиюминутную эффективность высоких технологий, то, основываясь на собственном опыте системной интеграции, мы бы назвали весомым препятствием отсутствие в большинстве вузов заместителя декана по IT, отвечающего за грамотное внедрение той или иной мультимедиа-технологии, необходимой образовательному процессу данного вуза.
Во-вторых, недостаток контента и готовых методик для работы с ИКТ в вузах также не способствует скорейшему освоению новых технологий. Например, за долгую историю применения интерактивных досок в школе, эти ИКТ-устройства зарекомендовали себя как учительский инструмент активизации внимания школьников, поэтому вузы игнорируют важные интерактивную и коммуникативную функции «умных» досок, способствующие повышению эффективности образовательного процесса и, как следствие, не создают методических разработок и не стремятся разрабатывать контент, необходимый для внедрениях интерактивных досок в вузовский образовательный процесс. Оба этих препятствия преодолимы, но это достаточно масштабная работа, и в первую очередь работа по объяснению, что ИКТ это не проектор в аудитории, а гораздо более сложные и комплексные системы, затрагивающие все аспекты образовательного процесса, и, что самое главное, способные сделать работу вуза проще, комфортнее и более соответствующей стремительно прогрессирующим реалиям жизни.
=AV: Вы работаете со множеством образовательных учреждений, что, с Вашей точки зрения, стало основным драйвером для перехода на новые технологии: потому что руководители не видят альтернативы, потому что это модно, потому что молодые преподаватели не мыслят свои курсы без мультимедиа и т.д.? Или что-то еще?
А.Л.: Основным движущим фактором перехода на мультимедиа стало, по нашему мнению, влияние мировой образовательной общественности, а также глобальная информатизация нашего общества. Следуя передовому опыту иностранных коллег, российское образовательное сообщество осознало необходимость внедрения новых технологий как средства повышения эффективности образовательного процесса и формирования ИКТ-компетентной личности, способной адаптироваться в стремительно развивающемся hi-tech пространстве. Но, несмотря на тотальную информатизацию общества, основной драйвер модернизации это люди, те, кто дает возможность новым технологиям проникнуть в образовательное пространство учебного заведения и задает правильный вектор дальнейшему сотрудничеству с ними педагогов и учащихся.
=AV : В чем проявляется (если проявляется) специфика именно российских вузов в процессе внедрения мультимедиа - психологические, эмоциональные сложности, административная пассивность или что-то другое?
А.Л.: Как уже говорилось выше, чаще всего, специфика эта проявляется в их определенной инертности. «Все время учили без этих технологий, и проблем не было». И позиция эта зачастую исходит от преподавателей. Администрация часто видит все преимущества ИКТ, так как многие из них находятся в сфере управления, но понятно, что никто не будет закупать оборудование, которым никто не будет пользоваться. Отсюда и неторопливость внедрения. Хотя в последнее время отмечается заметная активизация этого процесса.
=AV : Понятно, что мультимедиа - это продукт, который нужно продавать. Не видите ли вы каких-то подводных камней всеобщей мультимедиации? Для студентов, преподавателей, их взаимодействия. Или это сугубо позитивный процесс, выводящий обучение на качественно новый уровень?
А.Л.: Главное - нужно окончательно развеять ошибочное мнение о том, что новые технологии все будут делать за людей, и что обучение с использованием ИКТ превратится в показ скачанных из Интернета презентаций. Как только мы четко осознаем, что новые технологии не разрушают нашу привычную структуру обучения, а, напротив, позволяют оптимизировать и автоматизировать процесс обучения, открывают безграничные возможности, как для преподавателей, так и для студентов, администрации, позволяют сосредоточиться на содержательной части обучения, не отвлекаясь на второстепенные вопросы организации учебного процесса, мы поймем, что мультимедиация - это исключительно позитивный процесс. Просто нужно позаботиться о том, чтобы он не был хаотичным, соответствовал поставленным перед образованием задачам и поэтапно их решал, тогда и эффект от него станет заметнее.
Поля, отмеченные «*», обязательные к заполнению