Дарья Звягина
Пресс-служба Polymedia
+7 (495) 956-85-81 (доб. 267)
zvyagina@polymedia.ru
26–27 апреля Российская академия государственной службы при Президенте РФ и Аналитический центр при Правительстве РФ провели девятую научно-практическую конференцию «Ситуационные центры 2011». Доклады конференции отражали опыт создания и использования ситуационных центров (СЦ) в государственном, муниципальном и корпоративном управлении. Обсуждались также тенденции развития информационно-аналитических технологий и систем поддержки принятия решений.
Следующий этап развития ситуационных центров в стране характеризовался массовым появлением СЦ в федеральных и региональных структурах и органах власти – МПС, МПР, Минатоме, аппаратах полномочных представителей Президента в федеральных округах. Одновременно происходила отработка типовых решений для СЦ органов власти. Выработанная типовая схема СЦ включала программно-аппаратный уровень, уровень информационной среды, информационно-аналитический уровень с проблемно-ориентированными решениями.
Сегодня можно говорить о третьем этапе развития СЦ, который направлен на создание взаимоувязанной системы СЦ органов государственной власти. Одна из задач этого этапа – привлечь экспертов-аналитиков в различных областях к подготовке первыми лицами управленческих решений. Важной задачей является обеспечение совместимости программно-технических комплексов СЦ и доступа к ресурсам удаленных информационных систем. Необходимо также развитие и использование инструментально-моделирующих средств и технологий оперативного анализа данных для поддержки принятия управленческих решений в различных сферах деятельности органов государственной власти. Приобретает все большую актуальность развитие средств визуализации, а именно 3D-моделирования (и здесь, по мнению докладчика, стоит ожидать прорыва) и внедрения решений класса Telepresense. Приоритетным направлением является развитие систем поддержки принятия решений, способных работать с различными форматами данных. Развитие системы СЦ органов государственной власти закладывает информационно-технологическую основу эффективной системы государственного управления.
СЦ в госуправлении: современное состояние
На уровне Президента РФ и Администрации Президента РФ, на уровне Правительства РФ и Аппарата Правительства эти процессы наиболее активно поддерживает и развивает ФСО России. Система СЦ развивается на основе единых требований, предъявляемых к ключевым ее компонентам, в том числе к информационной безопасности функционирования ситуационных центров. ФСО России является «локомотивом» этого процесса, осуществляет методическое сопровождение работ при создании ситуационных центров глав субъектов РФ. При участии ФСО созданы СЦ в Санкт-Петербурге, Красноярском крае, Калужской, Костромской, Пензенской, Сахалинской, Свердловской, Воронежской и Ростовской областях. В 2011–2012 гг. планируется создание СЦ в Республике Тыва, Забайкальском и Алтайском краях, Омской и Томской областях, Ненецком автономном округе.
Характерными особенностями использования ситуационных центров для поддержки государственного управления в настоящее время являются:
За 15-летнюю историю СЦ Президента РФ его возможности особенно ярко проявились в процессе информационного и экспертного сопровождения событий на Северном Кавказе в 1996–1999 гг., обеспечения принятия решений по экономическим проблемам, в социальной сфере, по проблемам национальной безопасности, а также регулярного проведения совещаний Президента РФ с использованием видеоконференцсвязи, информационного сопровождения «Электронного офиса» Президента РФ.
Перспективными направлениями развития СЦ Президента РФ являются:
В рамках новой концепции ситуационный центр выступает как инструмент организации работы экспертного сообщества в интересах лиц, принимающих важные управленческие решения (ЛПР). Одновременно ситуационный центр играет для ЛПР роль «одного окна» для прямого доступа к сетевому экспертному знанию. В современных условиях, когда волна запросов буквально захлестывает органы власти, значение такого «одного окна» трудно переоценить – получение экспертного знания по запросу ЛПР должно, по словам докладчика, занимать не 10–15 дней, как сегодня, а 15 минут. Кроме того, встраивание экспертного сообщества в цепочку принятия управленческого решения служит дополнительной гарантией от ошибок ЛПР.
СЦ на практике
Генеральный директор ЗАО «Полимедиа» Е.В. Новикова отметила две ключевые характеристики современных проектов по созданию СЦ – это уникальность каждого из них и высокая степень неопределенности. Последняя складывается из неопределенности сроков реализации проекта, финансирования на каждом из этапов и выбора команды исполнителей. Дополнительные трудности вносят в проект информационная и техническая сложность объекта, высокая трудоемкость инсталляционных работ. Основными проблемами являются недопонимание заказчиком целей и задач СЦ, отсутствие комплексного подхода к проектированию и реализации СЦ у интеграторов, отсутствие типового комплекса ПО, отсутствие методологии проектирования программно-технических средств и информационных систем СЦ, а также сложность управления проектной командой СЦ.
С точки зрения функционального предназначения СЦ можно разделить на три класса: СЦ для управления технологическими процессами, СЦ для административного управления, СЦ для научных исследований. Одна из ключевых задач при создании любого СЦ – выработка критериев качества создаваемой системы. В общем случае можно воспользоваться инструментом «дерево критериев», когда итоговый «интегральный критерий» складывается из частных (критерий информации, критерий технологии, критерий гибкости управленческих решений, критерий эргономики и т. д.), которые, в свою очередь, базируются на еще более детальных показателях.
Заведующий отделом Научно-исследовательского института экономики и организации управления в газовой промышленности (ООО «НИИгазэкономика») А.В. Бочков рассказал о ходе работ по развертыванию СЦ в ОАО «Газпром». Поскольку деятельность СЦ в значительной степени ориентирована на мониторинг промышленной безопасности, система сбалансированных показателей и индикаторов внештатных и кризисных ситуаций для широкого спектра внешних и внутренних угроз была разработана именно в данной области. Применяемые при создании экспертно-аналитической системы (ЭАС) СЦ информационно-аналитические технологии позволяют отслеживать динамику и основные тенденции в изменениях показателей, осуществлять предварительную экспертную и модельную оценку последствий планируемых изменений, строить кратко- и среднесрочные прогнозы развития предкризисных ситуаций по репрезентативным макроэкономическим и отраслевым индикаторам. ЭАС обладает возможностью предоставлять пользователю широкий спектр графической (включая геоинформационную) и аналитической информации, позволяющей своевременно отслеживать отклонения индикаторов и показателей в критическую зону. Дальнейшее совершенствование ЭАС связано в развитием системы индикаторов и показателей слабоформализуемых угроз, прежде всего во внешнеполитической и внешнеэкономической сферах, а также в разработке комплекса стандартов ОАО «Газпром» в области ситуационного управления, актуальность которых определяется необходимостью совершенствования действующих нормативно-методологических подходов к сбору и обобщению информации для поддержки принятия управленческих решений по обеспечению безопасного функционирования объектов Единой системы газоснабжения.
О комплексном проекте создания системы мониторинга инфраструктуры России (МИР) рассказал Т.А. Ревяков (ОАО «Российская корпорация ракетно-космического приборостроения и информационных систем»). Система МИР базируется на системах дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ), ГЛОНАСС, Коспас-Сарсат (спутниковой системе, разработанной для оповещения о бедствии и местоположении аварийных радиобуев), ГИС. Цель ее создания – информационно-аналитическое сопровождение СЦ, а основная идея – переход от локализации и устранения ЧС к прогнозированию и минимизации рисков ЧС. Сегодня уже есть примеры реального применения системы. Система МИР как единое интегрированное решение принята на вооружение администрациями Калужской и Ярославской областей (хотя пока с ее помощью осуществляется только мониторинг транспортной инфраструктуры). В 2011 г. планируется запустить систему мониторинга критически важных объектов и транспортировки опасных грузов для ТЭК.
Всего на конференции прозвучали около 100 докладов, в ее работе приняли участие более 300 делегатов, в том числе представители органов государственной власти, РАН, а также делегаты из Армении, Беларуси и Украины.
Итоги
При планировании состава и структуры ПТК ситуационного центра необходимо учитывать, что СЦ функционирует не автономно, а в системе (будь то система СЦ органов государственной власти или система СЦ муниципальных образований либо предприятий), поэтому ПТК должны обеспечивать программную и аппаратную интеграцию как с точки зрения совместимости программных и аппаратных средств, так и с точки зрения информационных ресурсов и защиты информации. Кроме того, технические средства СЦ должны обеспечивать возможность доступа к удаленным источникам информации и проведения совещаний с территориально распределенными абонентами (аудио- и видеоконференцсвязь).
Существенным расширением возможностей СЦ по информационному обслуживанию руководителей ОГВ является создание в их кабинетах выносных «мини-ситуационных комнат», программно-технический комплекс которых сопряжен с СЦ ОГВ и позволяет предоставлять пользователям весь комплекс информационно-аналитических услуг, в том числе видеоконференцсвязь.
В условиях характерной для нашей страны географической и временной распределенности возможность видеоконференцсвязи системы ситуационных центров позволяет ЛПР оперативно получить объективную оценку сложившейся ситуации, обсудить ее с экспертами на местах без вызова последних в Центр. Средства видеоконференцсвязи становятся важнейшим инструментом работы, обеспечивают существенное повышение эффективности управления и оперативности в принятии решений в системе СЦ.
При решении проблемы информационного обмена с точки зрения полноты и оперативности получения информации получила интенсивное развитие технология информационных порталов на базе единой транспортно-коммуникационной сети. Портал обеспечивает агрегацию данных, обработку и предоставление сводной отчетной информации, необходимой для контроля подготовки основных показателей развития, координации взаимодействия органов управления всех уровней. Технология информационных порталов является одной из основных в составе инструментально-моделирующих средств ситуационных центров.
Спектр инструментально-моделирующих средств можно объединить в информационные, интеллектуальные и интерфейсные группы. При этом технология оперативного анализа данных позволяет производить оценку состояния наблюдаемых процессов, выявлять и ранжировать причины значимых изменений, прогнозировать развитие процессов и вырабатывать рекомендации в части подготовки возможных вариантов решений с прогнозом их последствий.
Поддержка принятия решений, выработка управленческого решения представляют собой итерационную процедуру анализа складывающейся обстановки, прогнозирования развития ситуации, выработки и оценки вариантов и процедуры обоснования эффективных решений. Для использования в СЦ необходимо формализовать эту процедуру путем выделения этапов и стадий внутри них, распределив между ними весь объем необходимых работ по подготовке и принятию решений.
Наконец, нельзя забывать, что основу любого СЦ составляют не только (и, может быть, даже не столько) технологии, но и люди. Для поддержки качественной работы ситуационного центра необходимы специально подготовленные кадры, и систему их подготовки предстоит наладить. Не менее важно привлекать к работе СЦ широкий круг экспертов, что требует создания условий для их работы и, разумеется, системы мотивации.
Поля, отмеченные «*», обязательные к заполнению